МИФЫ

20 Февраль 2014 →

МИФ

Миф в литературе — создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые у некоторых людей преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.

Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Слово «миф» с древнегреческого означает «предание», «сказание»

Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Миф обычно совмещает в себе два аспекта:

диахронический (рассказ о прошлом)

синхронический (объяснение настоящего или будущего).

Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный "надежный" опыт осмысления действительности множества поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.

Функции мифа

Они многообразны и зависят от разных потребностей и взглядов человека:

Функция познания. С помощью мифов первобытные культуры объясняют непознанное. Для первобытных людей и первых цивилизаций мифы представляют собой объективную реальность. Так, миф заменяет собой реальность, и мир становится понятным. Подтверждает это и тот факт, что миф оперирует конкретными образами, а не абстрактными понятиями. Именно это делает его читаемым.

Телеологическая функция — мифы определяют цели и смысл человеческого существования.

Идеологическая функция.

Функция моделирования, связанная с идеологией. Мифы чрезвычайно привлекательны, и по этой причине их герои становятся примерами для подражания. Любая власть хочет закрепиться навсегда. Один из самых эффективных путей достижения этой цели — создание привлекательных героев, которые будут поддерживать ее идеологически. Поэтому власть имеющие не только придумывают героев, но и окружают их ритуалами. Именно они символически воссоздают героические былые времена, в которые зародилась эта власть.

Аксиологическая функция. Миф — это средство, с помощью которого мы восхваляем себя и который воодушевляет нас.

Функция, связанная с эмоциональным мышлением людей. Современная наука в состоянии объяснить многие вещи. Тем не менее люди многое продолжают интерпретировать на подсознательном уровне с эмоциональной, а не с рациональной точки зрения. Не случайно Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного» — хранилища архетипических структур. Эмоциональное мышление тесно связано с иррациональным: «Не менее значима идея философа (Ницше) о сближении мифологии с инстинктивным, иррациональным, хаотическим началом в противовес размеренной рассудочной гармонии».

Компенсаторная функция. В мифах мы реализуем свои подсознательные мечты о величии независимо от того, насколько жалко наше существование.С психоаналитической точки зрения — это важнейший мотив человека. Мы страдаем и даже заболеваем психическими заболеваниями, когда нас лишают ощущения величия. Поэтому процессы мифологизации в постмодернистских обществах так же активны, как и в первобытных. Бесспорным доказательством этого служат так популярные экшен-фильмы, мыльные оперы и бесчисленные рекламы. Каждый из нас на подсознательном уровне представляет себя богом и супергероем. Поэтому мы — иногда подсознательно, а иногда и совершенно сознательно — стремимся стать похожими на этих героев, так как воспринять героические нарративы (экшены, мыльные оперы, рекламы и т. д.) нам помогают психологические механизмы идентификации и катарсиса.

Метафизическая функция. И евреи, и христиане, и мусульмане верят в один и тот же миф, рассказывающий, как был создан этот мир.

Социальная функция. С помощью мифов мы поддерживаем соответствующий порядок — коммунистический, нацистский, фашистский и т. д. Мифы служат моделями адекватного социального поведения индивидуумов данного общества (Holbrook M.).

Функция упрощения. Мы инстинктивно делим людей на своих и чужих. Свой — это герой, а чужие — злодеи. В центре мифа всегда находятся герой, его враг, и описывается борьба между ними. Причина заключается в том, что главное в мифе — это действие, а действие — всегда борьба. В мифе мы упрощаем реальность с множеством ее противоречий и представляем все «как самую простую форму борьбы Добра со Злом. Во времена революций и войн... мифы становятся суровой реальностью.

Классификация мифов

Мы можем классифицировать мифы по разным основаниям:

мифы о созидании — мифы об уничтожении;

мифы о богах — мифы о смертных людях;

объясняющие мифы — этиологические мифы;

мифы об отношениях — мифы о достижениях;

цикличные мифы — линейные мифы;

мифы, связанные с природными циклами.

1. Мифы о созидании

Космогонические мифы

Эти мифы разъясняют нам, как и из чего был создан этот мир. Варианты бывают самые разные. Мир появился:

из ничего — примером может служить Библия, согласно которой Господь создает мир из первоначального хаоса;

из воды;

из космического яйца и т. д.

Астральные мифы. Во многих мифах звезды представляются в виде животных. В некоторых мифах герои попадают на небо и превращаются в звезды.

Солнечные и лунные мифы. В некоторых мифологиях Солнце и Луна несут в себе человеческие качества (антропоморфизм): они выступают в роли брата и сестры, мужа и жены и т. д. Мы нередко используем их, чтобы обозначить мужское и женское начала. Соответственно, Солнце маркируется положитель но, а Луна — отрицательно.

Мифы о близнецах

Это мифы, в которых близнецы возвеличиваются как герои или как родоначальники соответствующего племени.

Тотемные мифы

Они повествуют о родстве между племенем и тотемами — животными и растениями. Тотем — это предмет, растение, животное и т. д., от которого произошла данная группа (например, племя) и который защищает нас как членов этой группы.

Современные космологические мифы

Механизм образования мифа действует с тем же успехом и сегодня. Его очень эффективно применяют специалисты по политической и корпоративной коммуникации. Достаточно вспомнить мифы, созданные большевистскими и нацистскими пропагандистами, рожденные корпоративной рекламой или в ходе пиара крупных корпораций.

Компании непрерывно пытаются доказать, что до них в соответствующей области царили тьма и хаос. Именно родоначальник компании (Олила — «Нокиа», Билл Гейтс и др.), как Господь Бог, создает чудо — продукт и фирму.

Антропогонические мифы

Они объясняют, как появились первые люди.

2. Мифы об уничтожении

Эсхатологические мифы

Слово «эсхатология» происходит из древнегреческого языка и буквально переводится как «наука о конце». Это учение о том, как закончится мир. Оно объясняет такие понятия, как Страшный суд, воскресение, загробная жизнь и т. д.

3. Героические мифы

Героические мифы рассказывают о жизни, подвигах и смерти героев — полулюдей, полубогов, одаренных сверхчеловеческими возможностями.

4. Этиологические мифы

Слово «этиология» происходит из древнегреческого языка и означает «причина». Такие мифы объясняют причины разных явлений — это одна из важнейших их функций. Они повествуют о происхождении растений, животных, гор, рек, некоторых социальных институтов и т. д.

5. Мифы о новом рождении

Они объясняют, каким образом течет время. В современных обществах время линейно и движется к будущему. Более примитивные и традиционные общества представляют время в виде круга — оно доходит до конца цикла и начинает отсчет сначала.

6. Мифы, связанные с природными циклами (классификация Фрая)

Известный теоретик литературы Нортроп Фрай высказал интересную точку зрения. Согласно ей, организм человека работает синхронно с четырьмя природными циклами. Фрай наметил четыре фазы жизни природы, соотносящиеся с определенными мифами и архетипами образов и жанров.

Заря, весна — и миф о рождении героя; когда основными мотивами литературы становятся пробуждение и воскресение, творение и гибель тьмы, а на персонажном уровне — фигуры отца и матери.Зенит, лето — брак, триумф связаны с мифами священной свадьбы, посещения рая. Персонажи — спутник и невеста.Заход солнца, осень, смерть. Здесь царят мифы падения, умирания, насильственной смерти и жертвоприношения. На сцену выходят такие персонажи, как предатель и сирена.Мрак, зима, безысходность. Это миф триумфа темных сил; пресловутый хаос — именно здесь. А еще — потоп и гибель богов. Великаны и ведьмы — они теперь действуют в качестве персонажей светопреставления» (цит. по: Мелетинский Е.)


See also:
Для студента
Похожие записи

Комментарии закрыты.