Мифы и История

20 Февраль 2014 →

Легенда это или удивительное открытие, предвосхитившее свое время, сейчас уже трудно сказать. Будем считать, что это еще одна неразгаданная тайна, подаренная человечеству океаном. История парусника «Octavius».11 августа 1775 года американское китобойное судно «Herald» (Геральд) попало в штиль вблизи огромного ледяного поля к западу от Гренландии. Ночью внезапно поднялся сильный шторм, взломавший лёд, и команда «Herald» увидела приближающийся к ним странный корабль, мачты и реи которого были покрыты сверкающим льдом. На борту двухмачтового парусника удалось прочитать название «Octavius». Людей на корабле не было заметно, судно явно дрейфовало без участия в этом команды.Продолжение:

Spoiler 

Капитан «Геральда» Арчибальд Скотт с несколькими матросами поднялся на борт «Octavius». Они обнаружили, что на нижней палубе все койки в носовом кубрике заняты мертвецами, прекрасно сохранившимися из-за холода. Капитан корабля был найден замёрзшим за столом в своей каюте, перед ним лежал открытый судовой журнал, на койке находилось тело молодой женщины, видимо его жены. На полу каюты сидел мёртвый моряк, перед ним валялись кремень и щепки. Смерть как будто внезапно настигла его в тот момент, когда он пытался разжечь огонь.Рядом с ним на полу под матросской курткой лежало тело мальчика лет десяти. На камбузе и в кладовой не обнаружилось ни крошки провизии, а осматривать трюм корабля-призрака суеверные китобои наотрез отказались. Они стремились как можно скорее покинуть корабль мертвецов и, несмотря на уговоры и даже угрозы капитана, отказались искать «судовую кассу». Единственное, что удалось забрать капитану «Геральда» с мёртвого корабля, это судовой журнал и несколько безделушек из капитанской каюты.При погрузке в баркас судовой журнал, ставший хрупким от мороза, разломился в руках матроса, и большая часть страниц выпала из переплёта в море. Часть их матросам удалось выудить из воды, но они стали фактически нечитаемые. Хорошо сохранились только две первые и последняя страницы. Китобои с облегчением покинули жуткий корабль, но так как был полный штиль, то их судно половину суток, включая ночь, простояло рядом с кораблем мертвецов. Вряд ли морякам «Геральда» приходилось переживать столь неприятную ночь: то им казалось, что в окнах кормовой надстройки «Octavius» виден свет; то им чудился на покинутом корабле собачий вой, а под утро с вахтенным случилась настоящая истерика. Указывая трясущейся рукой в сторону «Octavius», он утверждал: тёмная фигура с фонарём в руках прошла на бак. Наверное, капитан «Геральда» облегчённо вздохнул, когда поднялся лёгкий ветерок и «Octavius», поскрипывая реями, дрейфуя, навсегда, скрылся в рассветной мгле.На первых страницах судового журнала были перечислены имена членов команды, включая жену и сына капитана, и говорилось об отплытии «Octavius» из Англии в Китай 10 сентября 1761 года. Эти страницы заканчивались записью о прекрасной погоде, хорошем ветре и о том, что 19 сентября на виду корабля показались Канарские острова.Последняя страница содержала единственную запись, сделанную, должно быть, одним из членов команды. В ней говорилось, что корабль уже семнадцать дней находится в плену у льдов; что люди жестоко страдают от холода, что сын капитана умер, а его жена уже не чувствует холода (первый признак приближения смерти от переохлаждения); что после смерти сына капитан Ситтон потерял рассудок и целыми днями сидит, уставившись в переборку, и что старший помощник безуспешно пытается развести огонь. Было указано и приблизительное местонахождение корабля – 75° северной широты, 160° западной долготы. Это на сто миль севернее мыса Барроу на Аляске.Получалась, удивительное вещь с этими координатами, однако, не будем забегать вперед! К середине XVI века существовало три пути из Западной Европы в страны Востока. Один из них пролегал по суше и контролировался Турцией; другой, вокруг мыса Доброй Надежды, контролировала Португалия и третий путь, через Магелланов пролив, находился в руках испанцев. Любой английский, французский или голландский мореплаватель, отправляясь в путешествие к берегам Востока, воспринимал своё предприятие, как набег на чужую территорию.Именно поэтому постоянно возникала мысль о существовании Северо-Западного морского прохода, по которому можно кратчайшим путём пройти из Северной Атлантики к вожделенным странам Азии. На его поиски морские державы снарядили множество экспедиций (проход впервые пройден полностью по воде Амундсеном в 1903—1906 гг.).Выходит, что «Octavius» с командой мертвецов совершил дрейф из Тихого океана в Атлантический, двигаясь пресловутым Северо-Западным морским проходом, который к тому времени уже несколько столетий безуспешно искали несколько поколений мореплавателей и за полтораста лет до его официального открытия.По мнению американского исследователя, Раймонда Рамсея, капитан Ситтон, возвращаясь из Китая, совершил самонадеянный, но гениальный поступок, граничащий с безумием. Вместо того чтобы идти в обход мыса Доброй Надежды, он решил отыскать мечту моряков того времени - Северо-Западный проход. Если Рамсей прав, то первым, кто прошёл Северо-Западным проходом из Тихого океана в Атлантический, был корабль мертвецов, проделавший этот дрейф за 14 лет. Большинство исследователей отрицают возможность такого неуправляемого дрейфа. Однако, даже Руаль Амундсен, знакомый с историей «Octavius», считал, что пусть с небольшой вероятностью, что такое могло случиться (сам Амундсен на шлюпе «Йоа» двигался в обратном направлении, из Атлантического океана в Тихий в 1903-1906 гг.) Второе, же плавание Северо-Западным проходом, аналогичное дрейфу «Octavius», было осуществлено только в 1940-1941 годах канадским судном «Сент-Рок».Что же касается печальной истории «Octavius», то многие современные исследователи считают её обычной журналистской «уткой», тем более что остатки судового журнала «Октавиуса» не сохранились до наших дней. Однако сохранился отчёт капитана Арчибальда Скотта, и его подлинность доказана современными экспертами. Если же признать отчёт подлинным, то непонятно, с чего бы капитану «Геральда» понадобилось измыслить столь невероятную историю. Тем более что при его жизни она мало кого заинтересовала и почти 200 лет провалялась в архивах.Есть кое-какие сведения и о бриге «Octavius». Такое судно действительно существовало. Осенью 1761 года под командованием капитана Джона Ситтона оно отплыло из Ливерпуля в Китай и пропало без вести на обратном пути.Вот такая история. Прошло более двух веков и сейчас трудно уже сказать, что в этой истории легенда, а что только вымысел. «Octavius», расстаявший в рассветной августовской мгле, так и не раскрыл свою тайну.


See also:
Для студента
Похожие записи

Комментарии закрыты.