МИФ

20 Февраль 2014 →

2004

Автор научной работы: 

Зайнуллина, Ильмира Нажатовна

Ученая cтепень

кандидат филологических наук

Место защиты диссертации: 

Казань

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/mif-v-russkoi-proze-kontsa-xx-nachala-xxi-vekov#ixzz2lHQDfYURУже со второй половины 1980-х годов, в связи социально-политическими преобразованиями в нашей стране и падением «железного занавеса», отечественная литература все активнее взаимодействует с западной, в которой на протяжении всего XX столетья «миф», «мифопоэти-ческое» является одной из центральных проблемлитературоведения. Кризис рубежа веков, ощущение конца «эпохи», апокалипсические настроения, присущие русской культуре конца XIX - начала XX веков, вновь оживают на рубеже XX - XXI веков, что к тому же усугубляется сменой социальных формаций, хаосом крушения прежней жизни. Так же, как и на пороге XX века, возникает необходимость осмысления бурно меняющейся действительности через устойчивые «шаблоны» мифа.

Возродившийся в конце XX века интерес к мифу проявляется в пяти основных формах: Во-первых, резко активизируется использование мифологических образов и сюжетов. Во-вторых, создаются многочисленные стилизации и вариации на темы, задаваемые мифом, обрядом или архаическим искусством. При этом, в связи с выходом на арену мировой культуры искусства неевропейских народов, значительно расширяется круг мифов и мифологий, на которые ориентируются художники. В-третьих, интенсифицируется создание «авторских мифов». В-четвертых, мифологические традиции синтезируются с новыми литературными тенденциями. В-пятых, мифотворчество проникает во все сферы человеческой деятельности - политику (по мнению некоторых исследователей «в нашем столетии мы имеем дело главным образом с мифами политическими и идеологическими»1), маркетинг, рекламу и мн. др. Черты мифологического мышления (например, конкретно-чувственное и персональное выражение абстракций, символизм, идеализация «раннего» времени как «золотого века» и настойчивое предположение смысла и целесообразной направленности всего происходящего) наблюдаются в массовом сознании, в политических идеологических системах, в художественной поэтической фантазии. Можно говорить о том, что мифотворчество становится своего рода индустрией.

Новый миф почти не связан с древним, он не воссоздается, а создается заново как конкретно-историческая форма существования этого явления в новое время. Но и в том, и в другом случае очевидна этологическая функция мифа и его нормативное значение: миф - это то, во что человек должен поверить безусловно и безоговорочно, отождествив себя с тем, во что верит. Миф если и не является последней истиной, - отмечает л.В.Шпаков , - он всё-таки даёт возможность хотя бы приблизиться к ней.Проблема функционирования мифа в художественной прозе рубежа XX-XXI веков остается открытой. Исследователи, как правило, затрагивают лишь частные проблемы функционирования мифов в современной прозе. Так, М.Каневская в своей работе «История и миф в постмодернистском русском романе» большое внимание уделяет проблеме жанра исторического романа в постмодернизме, «миф» в ее исследовании занимает лишь второстепенную роль. В свою очередь, М.И.Мещерякова в одной из глав своей книги «Русская неомифологическая проза в круге детского и юношеского чтения второй половины XX века»2 уделяет особое внимание проблеме «неомифологизм в современной литературе», однако предметом ее исследования является жанр «фэнтези».Между тем, на рубеже веков роль мифов все более возрастает. Исследователи по-разному оценивают это явление. Например, С.Ю.Неклюдов утверждает, что в современной литературе традиционный «миф обедняется и вытаптывается (.). На его место приходят политические мифы новейшего времени и мифы массовой культуры3. Л.Пирогов подчеркивает, что «современная литература сама есть миф»4. А В.Руднев называет мифологизм -«главным принципом прозы XX века»5.2. Мифологизация в отечественной прозе рубежа XX - XXI веков осуществляется двумя основными способами: - инкорпорированием в ткань художественного произведения мифологических реминисценций; созданием «авторского мифа» (когда художественная структура произведения уподобляется мифологической).

3. Мифопоэтика русской прозы конца XX - начала XXI веков основывается на принципе игры с мифом. Формой подобной художественной игры является своеобразный диалог-полемика с классическим мифом, осуществляемый через мифологические реминисценции, при этом происходит не только разрушение классического мифа, но и созидание нового переосмысленного мифа.

4. Важнейшим принципом построения нового мифа является диало-гичность, которая обнаруживает себя на всех уровнях художественной структуры и выступает в качестве основы современной мифопоэтики.

5. Творение авторского мифа в современной отечественной прозе осуществляется, в основном, двумя способами: созданием мифологического / мифологизирующего образа; либо мифологического / мифологизирующего повествования.

6. Основными функциями мифа в прозе 1990-х - 2000-х годов являются: моделирующая, структурирующая, философская, поэтическая.

7. Значительное влияние на процесс мифологизации оказывает ситуация постмодерна, что ведет к десакрализации мифа.

«Мифологическое миромоделирование» (термин М. Липовецкого) является особенностью постмодернистских текстов. Таким образом современная литература стремится восстановить прерванные связи с литературой начала XX в., обрести утраченную органическую цельность.КТО ИЗ ИЗВЕСТНЫХ НАМ ОТНОСИТСЯ?

http://www.dissercat.com/content/khudozhestvennaya-kontseptsiya-mira-i-cheloveka-v-russkoi-proze-kontsa-xx-veka-venedikt-erof




See also:
Для студента
Похожие записи

Комментарии закрыты.