методичка травма

20 Февраль 2014 →

3.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Темы практических занятий

Кол-во часов

1.

Особенности обследования больных с повреждениями и заболеваниями опорно-двигательной системы. Основные принципы лечение переломов и вывихов костей.

5

2.

Повреждения грудной клетки и надплечья.

5

3.

Повреждения верхней конечности.

5

4.

Повреждения бедра и тазобедренного сустава.

5

5.

Повреждения и заболевания коленного сустава.

5

6.

Повреждения голени, голеностопного сустава, стопы.

5

7.

Повреждения костей таза.

5

8.

Осложненные и неосложненные повреждения позвоночника.

5

9.

Дегенеративные заболевания позвоночника и суставов. Статические деформации стопы.

5

10.

Лечение и реабилитация травматологических и ортопедических больных в амбулаторных условиях. Протезирование в травматологии и ортопедии.

5

Итого:

3.4. КУРСОВЫЕ ПРОЕКТЫ (РАБОТЫ)

Курсовым проектом (работой) по дисциплине «Травматология, ортопедия и ВПХ» является написание академической истории болезни курируемого больного.

Цель подготовки и защиты академической истории болезни – углубить и конкретизировать знания студента по изучаемой дисциплине, полученные им в ходе теоретических и практических занятий, привить ему навыки самостоятельного подбора, осмысления и обобщения клинической информации и специальной литературы. История болезни позволяет студенту расширить круг дополнительно привлекаемой информации по выбранной теме, а также изучить те разделы курса, которые в ходе занятий могут рассматриваться в ознакомительном порядке.

Примечание: более подробная информация о курсовом проекте представлена в разделе УМК: «Методические рекомендации к написанию академической истории болезни по дисциплине «Травматология, ортопедия и ВПХ».

3.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

3.5.1.Организация текущего контроля

Рекомендуемой формой текущего контроля является рубежный контроль в форме промежуточной аттестации по окончанию цикла занятий по разделу «Травматология и ортопедия» в IX семестре.

Общие положения

1.1. Основной целью промежуточной аттестации студентов является повышение качества подготовки по образовательным программам высшего профессионального образования.

1.2. Промежуточная аттестация является формой контроля успеваемости студентов дневной и вечерней форм обучения.

1.3. Промежуточная аттестация проводится по дисциплинам учебного плана, проходящим в формах семинарских (практических) занятий.

1.4. При проведении промежуточной аттестации ставятся следующие задачи: определение уровня имеющихся у студентов знаний по дисциплинам учебного плана, контроль и освоение учебной дисциплины, анализ итогов аттестации и совершенствование учебного процесса путем корректировки рабочих учебных программ дисциплин, поиска новых форм и методов ведения учебного процесса.

Сроки проведения аттестации

2.1. Промежуточная аттестация проводится по окончанию цикла занятий по разделу «Травматология и ортопедия» в IX семестре.

2.2. Сроки промежуточной аттестации утверждаются распоряжением декана при составлении расписания цикловых занятий на IX семестр.

Форма и порядок проведения аттестации

Промежуточная аттестация направлена на проверку усвоения студентами изученных тем учебной дисциплины. Промежуточная аттестация студентов осуществляется преподавателями, как правило, в рамках семинарских (практических) занятий

Промежуточная аттестация включает:

- контроль текущих знаний в виде собеседования по вопросам данного раздела

- решение ситуационных задач

- компьютерное тестирование по пройденным разделам:

Студент аттестовывается при компьютерном тестировании в случае не менее 60% положительных ответов.

- курацию больного с оформлением истории болезни, собеседование по данной истории болезни.

Студент не аттестовывается по причинам пропуска занятий и невыполнения в установленные сроки учебных заданий.

В случае неаттестации студенту назначается день и время для ликвидации задолженности по данной аттестации (в течение не более 2-х недель). Сроки аттестации по учебной дисциплине устанавливаются заведующим кафедрой.

Студенты, не ликвидировавшие задолженности по промежуточной аттестации не допускаются к итоговой аттестации по данной дисциплине.

Студенты, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам, подтвержденным документально, имеют право ликвидировать задолженность в период до начала экзаменационной сессии.

Результаты промежуточной аттестации (с оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», не аттестован) проставляются в журналах учета успеваемости и представляются преподавателем в деканат.

3.5.2.Организация итогового контроля

Итоговой формой оценки знаний студента по разделу «Травматология и ортопедия» дисциплины «Травматология, ортопедия и ВПХ» является зачет.

Зачет выставляется с зачетную сессию IX учебного семестра по итогам промежуточной аттестации, при отсутствии академических задолжностей и при условии сдачи курсового проекта – академической истории болезни на положительную оценку.

Суммарная итоговая аттестация по дисциплине «Травматология, ортопедия и ВПХ» проводится в экзаменационную сессию X учебного семестра в форме экзамена.

Примечание: конкретные примеры тестовых заданий, ситуационных задач и контрольные вопросы для промежуточной и итоговой аттестации представлены в разделе УМК: «Комплект заданий промежуточного и итогового контроля знаний по дисциплине «Травматология, ортопедия и ВПХ».

3.6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Тематический план самостоятельной работы по разделу «Травматология и ортопедия» дисциплины «Травматология, ортопедия и ВПХ» для студентов очной формы обучения по специальности 060101«Лечебное дело»

п/п

Наименование темы

Вид контроля

Характер и сущность типичных оперативных вмешательств у больных травматолого-ортопедического профиля. Виды остеосинтеза. Показания и противопоказания. Понятие о стабильном остеосинтезе.

Текущий, реферат

Замедленная консолидация перелома. Ложный сустав. Факторы, способствующие возникновению данной патологии. Клинические и рентгенологические признаки. Общие принципы лечения.

Текущий, реферат

Повреждения сухожилий двуглавой мышцы плеча: классификация, клиника, диагностика, первая медицинская помощь, основные методы лечения. Возможные осложнения.

Текущий, реферат

Контрактура Дюпюитрена. Классификация, клиника, диагностика, основные методы лечения.

Текущий, реферат

Повреждения сухожилий сгибателей и разгибателей пальцев кисти. Классификация, клиника, диагностика, первая медицинская помощь, основные методы лечения. Возможные осложнения.

Текущий, реферат

Функциональное лечение переломов проксимального отдела бедра. Показания, лечебные мероприятия, исходы.

Текущий, реферат

Травматический остеомиелит. Причины инфицирования и развития остеомиелита, клиническое течение, лечебные мероприятия общего и местного характера.

Текущий, реферат

Повреждение менисков коленного сустава. Клинические признаки, лечебная тактика. Определение понятия «блок коленного сустава».

Текущий, реферат

Повреждения сухожилий четырехглавой мышцы бедра: классификация, клиника, диагностика, первая медицинская помощь, основные методы лечения. Возможные осложнения.

Текущий, реферат

Переломы и вывихи пястных костей и фаланг пальцев кисти. Классификация, клиника, диагностика, первая медицинская помощь, основные методы лечения. Возможные осложнения.

Текущий, реферат

Вальгусное отклонение 1 пальца стопы. Степени деформации. Диагностика, консервативное и оперативное лечение, показания к оперативному лечению.

Текущий, реферат

Сколиотическая болезнь. Классификация, патогенез, диагностика, прогнозирование. Дифференциальная диагностика с пороками осанки. Консервативное лечение.

Текущий, реферат

Статические деформации стоп. Виды плоскостопия. Диагностика, лечение.

Текущий, реферат

Врожденный вывих бедра. Этиология, патогенез. Ранняя клиническая и рентгенологическая диагностика. Лечение.

Текущий, реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Обнинский институт атомной энергетики

Методические рекомендации

К ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТРАВМАТОЛОГИЯ, ОРТОПЕДИЯ и ВПХ

Автор(ы) доцент, к.м.н., зав. кафедрой хирургических болезней Анаскин С.Г.;

к.м.н.,доцент кафедры хирургических болезней Корнилецкий И.Д.

(ученое звание, степень, должность, фамилия, инициалы )

г. Обнинск 2012 г.

РАЗЕЛ I

ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ

Занятие 1

А. Методика обследования больных в травматологии и ортопедии.

Цель занятия. Сформировать у студентов умение обследовать больных с повреждениями и заболеваниями опорно-двигательной системы.

После практического занятия студент должен ЗНАТЬ:

1.Роль механизма травмы в возникновении различных повреждений опорно-двигательной системы.

2.Типичные механизмы тяжелых повреждений, возникающих при падении с высоты, наездах автомашин, при травмах водителей и пассажиров автомашин.

3.Реанимационные мероприятия, которые должны проводиться параллельно диагностике и даже предшествовать ей при тяжелых, множественных и сочетанных повреждениях.

4.Особенности диагностики повреждений опорно-двигательной системы и внутренних органов при нарушении сознания, обусловленного черепно-мозговой травмой, алкогольным опьянением.

5.Основные принципы диагностики повреждений магистральных сосудов и периферических нервов.

6.Основные клинические признаки переломов и вывихов.

7.Виды укорочений и деформаций конечностей и методы измерения укорочений.

8.Контрактуры, их виды в зависимости от причин, характер ограничения движений, анкилоза, методы измерения амплитуды движений.

УМЕТЬ:

1.Анализировать жалобы и механизм травмы у конкретного больного.

2.Оценить тяжесть состояния больного с травмой опорно-двигательной системы.

3.Провести физикальное обследование больного с повреждением или заболеванием опорно-двигательной системы.

4.Определять амплитуду движений в суставах, в позвоночнике, измерять длину конечностей, определять мышечную силу.

5.Выявлять абсолютные и относительные признаки перелома.

6.Интерпретировать рентгенограммы с типичными повреждениями и наиболее часто встречающимися заболеваниями костей и суставов.

7.Сформулировать диагноз на основании проведенного клинического исследования и имеющихся данных дополнительных (параклинических исследований).

Содержание занятия

Целенаправленное собирание жалоб и анамнеза у больных. Особенности обследования больных с острой травмой и с последствиями травмы или заболеваниями опорно-двигательной системы.

Осмотр больного:

Общее состояние - удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, травматический шок, терминальное, агональное.

Сознание - ясное, сомноленция, сопор, кома, наличие алкогольного опьянения с клиническими признаками опьянения.

Положение больного - активное, пассивное, вынужденное.

Кожные покровы - цвет, влажность, кровоизлияния, отеки, раны, рубцы, свищи.

Исследование органов по системам: органы дыхания, кровообращения, пищеварения, мочеполовая, эндокринная системы описываются по традиционным схемам обследования, изучаемым на соответствующих кафедрах.

Исследование места повреждения:

-осмотр: кровоизлияние в мягкие ткани, его распространенность и окраска; отек мягких тканей, их напряжение, эпидермальные пузыри; раны, их локализация, размер, характер загрязнения, повреждение подкожной клетчатки, мышц, кровоснабжение лоскута при скальпированных ранах; изменение оси конечности - варусное, вальгусное искривление, антекурвация, рекурвация; патологическая установка конечности в вы-нужденном или пассивном положении, нарушение взаимного расположения суставных концов при вывихах, втяжение кожи в области перелома;

-пальпация: правила ее проведения, определение кожной температуры в сравнении со здоровой конечностью, местная болезненность; влажность, сухость кожных покровов; напряжение мягких тканей, хруст при движениях в суставах, костная крепитация в области перелома, подвижность костных отломков на протяжении кости, наличие газа в мягких тканях;

-исследование периферического кровоснабжения и иннервации конечности.

Исследование функции опорно-двигательной системы:

-осанка больного: норма, плоская спина, круглая спина, сутулая спина, лордоз, кифоз;

-ось верхней конечности, ось нижней конечности, ось позвоночника;

-методы пальпации (поверхностная и глубокая пальпация) и перкуссии и их информативность при заболеваниях и повреждениях опорно-двигательной системы;

-измерение длины конечности, абсолютная и относительная длина;

-виды укорочений: истинное (абсолютное или анатомическое), относительное (дислокационное), функциональное (ортопедическое);

-измерение окружности конечности (отек, атрофия);

-движения в суставах: активные, пассивные; плоскости движения: сгибание, разгибание, приведение, отведение, поднимание, опускание, ротация наружная, ротация внутренняя, циркумдукция;

-исследование мышечной силы: 6 степеней мышечной силы - 5, 4, 3, 2, 1, 0;

-рентгенодиагностика повреждений и заболеваний опорно-двигательной системы: интерпретация полученных данных;

-параклинические методы исследования в травматологии и ортопедии: артроскопия, ангиография, компьютерная томография, ядерно-магнитный резонанс.

Примечание. Следует обратить особое внимание и ориентировать студентов на овладение умениями обследования пострадавших и установку предварительного диагноза без применения специальных (в том числе и рентгенологических) методов обследования.

С такой задачей часто приходится сталкиваться врачу общего профиля, а также при оказании помощи в случаях массовых поражений.

Б. Классификация, клиника, диагностика переломов костей.

Цель занятия. Познакомить студентов с классификацией переломов костей, научить их клиническому обследованию больных с переломами опорно-двигательной системы, сформировать у студентов умение проводить клиническую и рентгенологическую диагностику переломов.

После практического занятия студент должен ЗНАТЬ:

1.Механизм повреждения и возникающие при этом переломы костей.

2.Классификацию переломов опорно-двигательной системы.

3.Клинические симптомы перелома.

4.Виды смещения фрагментов сломанной кости в зависимости от механизма травмы и локализации перелома.

5.Клинические симптомы первичных и вторичных ранних осложнений переломов.

6.Рентгенологическую семиотику различных видов переломов.

7.Особенности переломов - патологическая анатомия, клиническая и рентгенологическая диагностика у детей и подростков.

8.Особенности открытых переломов - характеристика раны, определение отслойки тканей, жизнеспособность мышц.

9.Методы дополнительной диагностики - ангиография, доплерометрия, радиоизотопные исследования.

10.Особенности политравмы.

УМЕТЬ:

1.Выяснить жалобы и собрать анамнез у больных с переломами.

2.Провести осмотр больного с переломом (переломами) различной локализации и выявить характерные клинические симптомы перелома.

3.В результате клинического обследования диагностировать осложнения со стороны сосудов, нервов, мягких тканей.

4.В результате клинического обследования больного выявить или исключить такие осложнения острого периода травматической болезни, как травматический шок, кровопотерю, жировую эмболию.

5.Интерпретировать рентгенологические данные.

6.Сформулировать диагноз повреждения опорно-двигательной системы и возможных ранних осложнений вследствие этого повреждения.

Содержание занятия

Определение перелома. Полные, неполные переломы (трещины, дырчатые переломы).

Классификация переломов:

-по происхождению: врожденные и приобретенные;

-по точке приложения силы: прямые и непрямые переломы;

-по состоянию сломанной кости: травматические и патологические;

-по целости кожных покровов: закрытые и открытые;

-по дальнейшему течению: осложненные и неосложненные.

Первичные осложнения: смещение костных фрагментов, повреждение магистральных сосудов и периферических нервов, первичное микробное загрязнение раны.

Вторичные ранние осложнения: смещение костных фрагментов, вторично-открытый перелом, повреждение магистральных сосудов и периферических нервов, вторичное микробное загрязнение раны.

Вторичные поздние осложнения: неправильно сросшийся перелом, замедленное сращение, ложный сустав, травматический остеомиелит, мышечные атрофии, тугоподвижность суставов, контрактура Фолькмана, синдром Зудека (острая трофоневротическая костная атрофия);



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Следующая → | Последняя | Одной страницей


See also:
Для студента
Похожие записи

Комментарии закрыты.