Место и роль мифов

20 Февраль 2014 →

Место и роль мифов, преданий, примет, легенд и поверий в фольклоре

В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. В первобытном обществе мифы - основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания - установление мнимых связей между различными явлениями. Мифы в переносном смысле - ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.

Мифы, легенды, предания и поверья занимают важное место в фольклоре, имеют огромное значение для него. Удмуртская мифология – это чрезвычайно интересная система героев, духов, великанов и богатырей. Она состоит из огромного количества легенд, сказаний и стоит в одном ряду с «Калевалой» или сказками «Тысячи и одной ночи». И точно так же удмуртская мифология - это культурное наследие удмуртского народа, которое является источником тем и вдохновения для художников, драматургов, скульпторов и целым миром для изучения филологами, этнографами и лингвистами. 

Наиболее известным и признанным в этой области среди удмуртских ученых является этнограф Владыкин Владимир Емельянович, профессор, д-р ист. н., автор множества книг и статей, в т. ч. наиболее интересной из них для нас монографии «Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов» и книги «Этнография удмуртов». «Мифологию понимают и определяют по-разному, - пишет профессор. - Существует огромное количество разночтений в понятийном аппарате, методах и методиках исследований мифологии. Только определений мифа около 500. Стало уже почти традицией, говоря о мифе, подчеркивать его загадочность, непознанность и непознаваемость. Создается своеобразный миф о мифе. Все больше пишут о мифе, мифологии порой в самом неожиданном контексте: налицо социальное, политическое и даже экономическое мифотворчество. Особенно “чувствительной” к мифологизации оказалась история. На месте старых, развенчанных мифов тотчас же создаются новые». 

Удмуртские фольклористы не раз указывали на то, что отдельные жанры национального фольклора до сих пор не были предметом специального изучения. Это касается, в частности, примет и поверий. 

Удмуртский ученый-фольклорист, Перевозчикова Т.Г., считает, что «связи, установленные между приметами и поверьями, отнюдь не случайны. Они закономерны с точки зрения первобытного человека. Эти «закономерности» обоснованы особенностями мышления древних людей. 

Основная часть поверий, по ее мнению, является «осколками» ранних форм религии, и именно в их контексте предлагается рассматривать тематику этого жанра, его особенности. 

Недостаток знаний о закономерностях природных явлений, бессилие человека перед стихиями природы, зависимость успеха какого-либо предприятия от случая, неблагоприятного воздействия природы способствовали искаженному отражению взаимосвязи вещей и явлений в сознании человека, порождали те или иные формы верований, вызывали к жизни множество поверий.

Значительное научное наследие оставил нам собиратель фольклора, поэт Яшин Д.А. В его трудах мы находим описание сказок и легенд. «По внешнему виду и объему легенды и предания схожи со сказками. Но эти жанры нельзя смешивать друг с другом. Действие, описанное в сказках, проходит в неизвестное время и в неизвестном месте, а в легендах и преданиях место и время действия чаще всего бывает прямо указано или его можно определить по содержанию произведения»[5].

Легенды и предания близки друг к другу, но есть у них свои особенности, которые мы можем определить по их происхождению, тематике и содержанию. В фольклоре встречаются много таких текстов, где можно встретить признаки и того и другого. Именно поэтому фольклористы чаще всего рассматривают эти два жанра вместе [5].

Легенды, приметы и поверья жителей д. Бобья - Уча (собранный материал).

Легенды, приметы и поверья занимали огромное место в жизни удмуртов д. Бобья-Уча и имеют определенное значение и сегодня. 

Приметы и поверья еще живут, но многое поменялось местами: на смену примет о погоде пришел прогноз погоды, предсказания гадалок заменили астрологические прогнозы, а многие поверья были опровергнуты самим человеком, его открытиями и научными достижениями. Например, все уже знают, что земля не плоская чаша, которую держит на рогах бык. Немногие люди до сих пор верят в существование духов. 

Но люди по-прежнему уверенно предсказывают изменения в погоде, например, зимние морозы предсказывают по поднимающемуся дыму из труб:

Чын инме мечак выллань тубиз ке, кезьыт луоз.Дым поднимается в небо столбом – к морозу.

зимнюю непогоду по плохому разгоранию дров в печи или по поведению домашних животных:Пуны лымы вылын погылляське ке, куазь жобаськоз.Собака валяется на снегу – к ненастью.

Как правило, эти приметы оказываются надежными и проверенными. Как раньше, люди доверяют приметам, связанным с дорогой, со сновидениями, с состоянием погоды в определенные дни, связывая это с весенне-полевыми работами:

Кызьпулэн гурыосыз пилиськыло – нянь кизён дыр вуиз.Лопаются сережки на березе – пора сеять пшеницу.

Шупу сяськаяськыку кияр мертто.Цветет калина – можно сажать огурцы.

Кызьпулэн куарез ожыт на ке, кышкатэк няньдэ кизь.Листьев на березе еще мало – не бойся сеять.

Существует огромное количество примет, связанных с благополучием, здоровьем и т.д. которым до сих пор доверяют. Даже сейчас можно услышать, как ребят в шутку посылают побегать под теплым моросящим дождиком:Зорыку, гольык йыр ветлоно: бадзым будод!Во время дождя нужно ходить с непокрытой головой: говорят, вырастешь большим! 

или как старики советуют кататься по земле во время первого грома: Нырысети гудыръямез кылид ке, музъем вылын погылляськоноозьы бадзым будод, кужмо луодЕсли услышишь первый гром, катайся по земле, кувыркайся через голову - так можно вырасти большим и сильным.

В домах не разрешается свистеть, иначе не будет денег:Коркан шуланы уг яра – уксёед уз луы.В доме свистеть нельзя – не будет денег.

Также есть приметы связанные с различными праздниками, с погодой в эти дни:Виле зоре ке, сизьыл зоро луоз.Если на Ильин день идет дождь, осень будет дождливой.

Некоторые приметы связаны с луной, ее положением и состоянием:Толэзь жужакуз шонер ке, шулдыр , пе, луоз, гачоло ке, соку жобалоз.Если месяц всходит прямо, погода будет ясной, если рожками вверх, погода будет ненастной.

Жужась пинал толэзез бур паласен ке адзид, умой луоз; паллян паласен ке адзид, урод луоз.Если восходящий молодой месяц увидишь справа, это к добру, слева – к худу.

Как выяснилось в результате опроса, самой известной является легенда о возникновении деревни Бобья-Уча:

Эдэйгурт (другое название д. Бобья - Уча

Это было давно, когда на земле удмуртской шумели дремучие леса, когда только отважные охотники заходили в эти края, где нынче стоит наша деревня. Смелый охотник Эдэй из Большой Учи оказался в этих местах. Вот тут-то и приглянулся ему родничок, который носит в наше время название «Дада ошмес»

Решил он обосноваться у этого родничка. Когда же вернулся он со своей семьей, то никак не мог найти заветного родничка. На пути ему попадались речки и родники, но не было того, который особенно понравился.

Так он пришел к невысокому яру, из-под которого начинался маленький родничок. Протекая по небольшому болоту, ручеек набирал силу и при впадении в речку становился уже большим ручьем. Позже этот родник получил название «Мырк ошмес». Здесь и построил Эдэй свой дом. Красивым и сильным был, говорят, Эдэй. Горячий хлеб в заплечном мешке не успевал остывать, пока он бежал на лыжах из Большой Учи до своего поселения (до Бобья – Учи).

Поселение Эдэя постепенно росло. Люди расчищали леса, строились, пахали землю. У деревни же удмуртское название так и осталось «Эдэйгурт». Неиссякаемый Мырк ошмес и сегодня служит людям.

Рассказы о представителях так называемой низшей мифологии: Вумурте, или Вукузё (водяном), Нюлэсмурте (лешем), Палэсмурте (половинном человеке), Коркакузё (домовом), Тöлпери (духе ветра) и других мифологических существах сохранились лишь среди пожилого населения. Вот, например, один из таких рассказов, который мне поведал Иванов Петр Иванович, житель деревни Бобья-Уча, пенсионер: 

«Огпол Олексан – атаелэн эшез – чортиз сое минчое, «пукисьёс» доры. Атай соглаш луиз, соос мынизы. Кыдёкысен ик кылиське кызьы минчоын кырзало. Вуизы со доры. Укноын тыл жуа. Осэз усьтизы гинэ но – адямиос но, тыл но овол – минчоын пеймыт но шыпыт. Кышкыт соослы луиз – берен берытскизы. Нош бертыкузы кытыське ой вал сьод кыр парсь азязы потиз. Со пиосъёсты пыд вылысьтызы уськытиз, собере огпол ускытиз на, но ышиз»

«Однажды Олексан – друг моего отца – позвал его в баню, послушать как поет молодежь (раньше в деревне не было клуба, и молодежь по вечерам собиралась в бане). Отец согласился, и они пошли. Издалека слышно было, как поют, а в окошке свет виден. Пришли к бане. Только открыли дверь – ни людей, ни света – темно в бане и тихо. Жутко им стало – пошли прочь. На обратном пути – откуда ни возьмись – черный кабан. Он пронесся, сбив обоих юношей с ног, затем еще раз также напугал их и исчез». 

В этом рассказе мы видим проделки Минчокузё и Шайтана, которые в удмуртской мифологии считаются врагами человека. Во многих удмуртских легендах рассказывается о том, что шайтан превращается в черного кабана или черного быка и пугает людей, которые ходят поздно ночью в безлюдных местах. 

Конечно же, представления о мире со временем меняются. Многое из традиционных воззрений народа исчезло, кануло в Лету, а то, что осталось, нам часто непонятно. И все же очень интересно и поучительно было бы попытаться восстановить, расшифровать эту сложно закодированную систему символов, образов, идей [2].




See also:
Для студента
Похожие записи

Комментарии закрыты.