лаба мифы шумера и аккада

20 Февраль 2014 →

Лабораторная работа "МИФЫ ШУМЕРА И АККАДА"  

Михаил Кожаринов  

Лабораторная работа "Мифы Шумера и Аккада"скачать (в формате PDF - 736 Кб)скачать (в формате P65 - 632 Кб)  

Тема: Социология древнего Междуречья. Уточнение деталей  

Цель: выработка навыка работы с историческими источниками на примере анализа мифологии  

Задания:1. Определить иерархию во взаимоотношениях мужчин и женщин в раннюю эпоху Междуречья2. Выделите признаки первобытного менталитета в тексте мифов3. Осветите вопрос о жертвоприношениях той эпохи  

Мифы Шумера и Аккада  

("Энума Элиш" — аккадская переработка шумерской поэмы о сотворении мира и другие мифы)  

Вначале не было ни неба, ни земли, а существовали только воды: пресные — Апсу (Апзу) и соленые — Тиамат. Смешавшись между собой, они породили мир богов. Апсу был их отцом, а Тиамат — матерью, и находился этот мир внутри самой Тиамат. Первыми богами, а точнее божественными парами после Апсу и Тиамат были Лахму и Лахама, потом Аншар и Кишар ("ан" – по-шумерски "небо", а "ки" — "земля"). От этих двух божественных пар произошли многие боги, в том числе: от Аншара произошел Ану (Ан) — бог неба, Шамаш (по-шумерски Уту) — бог солнца, Иштар (по-шумерски, Инанна) — богиня войны и распрей, плодородия и плотской любви и размножения, хозяйка города Урука, ставшая женой Ану и потому носившая титул "владычицы неба"; от Ану — Эйя (по-шумерски, Энки) — бог мудрости, хозяин Мирового Океана, покровитель города Эриду.  

Еще в утробе матери боги повздорили между собой. Их беспокойное поведение доставляло неприятности Тиамат. Но еще более сердило Апсу. Он жаловался, что не может ни отдыхать днем, ни спать ночью из-за постоянного шума. В конце концов, его терпение кончилось. Он пошел к Тиамат и заявил, что собирается избавиться от них. Тиамат была потрясена и испугана, она воспротивилась предложению уничтожить смутьянов, объяснив, что они молоды, и что к ним нужно относиться с терпением. Но Мумму — ближайший советник Апсу — побудил его не отступать от задуманного. Его поддержка понравилась Апсу. Он похлопал Мумму по плечу и сел вместе с ним обдумывать план действий.  

Когда весть об этом дошла до молодых богов, они устрашились и утихомирились. Затем Эйя (Энки) придумал план спасения: он наслал заклятия на Апсу и Мумму, усыпив их. Воспользовавшись сном, он снял с головы Апсу корону и надел на себя, захватив таким образом власть. Мумму он взял в плен, а Апсу убил. Над убитым Эйя (Энки) построил свое жилище и провозгласил, что все святилища, воздвигаемые в его честь, впредь должны называться Апсу. И действительно, главное святилище Эйя (Энки) в городе Эриду, а также культовые постройки в других местах назывались "апсу". Так Эйя (Энки) стал хозяином мирового Океана.  

Тем не менее, миром правила Тиамат (или по-другому варианту Ану, возможно ставший ее мужем, как старший в роде победителей), а Эйя, хоть и взял корону ее мужа взял себе другую жену — Дамкину. С ней и с сыном Мардуком (по-шумерски, Энлилем) — богом воздуха он спокойно жил в Апсу, пока этому спокойствию не положил конец Ану. Он наслал четыре ветра, которые постоянно дули по всему чреву Тиамат и делали пребывание богов в нем невыносимым. В результате старшие боги собрались и пошли жаловаться к самой Тиамат. Они говорили, что она больше не любит их, потому что не мстит за смерть Апсу, не освобождает Мумму и ничего не предпринимает, чтобы остановить ветры Ану.  

Эти доводы побудили Тиамат к действиям, и она объявила войну, которая была встречена с энтузиазмом, и множество богов встало на ее сторону. Она созвала военный совет и создала себе в помощь семь (или одиннадцать) злобных чудовищ с ужасной внешностью. Полководцем она выбрала одного из старших богов — Кингу, объявив перед собравшимися, что наделяет его полнотой власти и берет в качестве супруга.  

Эйя (Энки) первым узнал о готовившейся войне против них и рассказал об этом Аншару. Тот встревожился и предложил использовать его магические силы, чтобы расправиться с Кингу тем же способом, что и с Апсу. Но при обсуждении этого варианта его пришлось откинуть из-за невозможности применения против столь мощной коалиции богов. Тогда боги послали за Ану.  

Ану был проинструктирован и послан к Тиамат с покаянием, что бы передать их наказ. Но Ану испугался встречи с Тиамат и вернулся ни с чем, заявив, что она настолько сильна, что может убить одним взглядом. Боевой дух восставших богов упал, и они уже не надеялись остаться в живых. Единственное спасение, провозгласил Аншар, заключается в молодом герое Мардуке (Энлиле). Эйя (Энки) послал за Мардуком (Энлилем) и приказал ему предстать перед Аншаром, дав предварительно некоторые советы. Мардук произвел хорошее впечатление на Аншара, и тот признался, что им придется иметь дело не с мужчиной, а с женщиной. Он, Мардук (Энлиль), должен положить Тиамат на спину, чтобы Аншар смог торжественно поставить ногу на ее шею. Мардук (Энлиль) согласился, но в качестве награды за столь сложное дело потребовал, чтобы его сделали повелителем всех богов.  

Аншар решил посоветоваться со своими сторонниками и послал советника Гагу пригласить их на пир. Затея имела успех. Поев хорошей пищи и выпив большое количество одурманивающей жидкости, боги радостно провозгласили Мардука (Энлиля) своим царем и мстителем. Затем Мардук принялся вооружаться для предстоящего поединка, взяв с собой: лук со стрелами, булаву, семь вихрей и сеть; последние вещи — подарки Ану. Сопровождаемый помощниками, он пошел на разведку — внутрь Тиамат.  

Вскоре Тиамат обнаружила Мардука и обратила на него свой взор; помощники Мардука, устрашившись, разбежались. Враги вступили в словесный поединок. Тиамат обвинила Мардука в превышении своего изначального места, он же в свою очередь обвинил ее в высокомерии, в том, что она подняла детей своих на отцов, в том, что она не любит детей своих и взяла в супруги Кингу, возвеличив его до уровня Ану. Затем последовала жестокая битва, во время которой Тиамат разинула рот, чтобы поглотить Мардука (Энлиля), но он воспользовался ситуацией и послал в нее вихри, которые раздули ей живот. Затем он запустил стрелу, которая порвала внутренности и, задев сердце, убила Тиамат.  

Победив, Мардук захватил в плен сторонников Тиамат и расправился с ними: семь чудовищ обратил в камень, а Кингу лишил всех полномочий, которыми она, как оказалась, и не имела права его наделять.  

После того как сторонники Мардука поздравили его с победой, он решил использовать тело Тиамат для сотворения Вселенной, так как богам стало тесно в существующем мире. Разделив тело Тиамат на две части, как разделяют створки моллюсков; верхнюю он предназначил для сотворения неба, поставив заграждения и стражей, чтобы не пропускать воду. Здесь Ану создал небеса и утвердил свой престол, а Мардук поселил богов-победителей — игигов. Луне (по-шумерски, Нанна) он приказал исчислять дни, недели и месяцы в году, а Шамаша (Уту) — бога солнца сделал ответственным за дневное время. Затем он сотворил землю, использовав различные части тела Тиамат для разных типов местности: два потока, исходящие из ее глаз образовали Тигр и Евфрат, из головы поднялись горы, а холмы — из "вымени". Проигравших богов — ануннаков Мардук (Энлиль) поселил в подземном мире. Сам же он (вспомним, что Энлиль — бог воздуха) занял место между небом и землей, удерживая их порознь. По другим легендам тело мертвой Тиамат, в виде гигантской горы пришлось разрывать Энлилю (Мардуку) и Ану. Подножие осталось в руках Энлиля, потому земля предствляет из себя плоский диск, и на ней повелителем стал Энлиль, а свод унес Ану и воцарился на небе. Так как гору-Тиамат разрывали, а не резали ножом, то и поверхность земли, доставшейся Энлилю не ровная, а покрыта оврагами и холмами.  

Потом Мардук предложил построить город Вавилон (у шумеров соответственно Ниппур), чтобы богам было, где останавливаться на ночь по пути из Апсу на небо и наоборот. Боги согласились и решили принять добровольное участие в постройке города. Но у Мардука появилась другая мысль: почему бы не сотворить кого-то из плоти и крови, чтобы делали всю тяжелую работу! Эйя (Энки) предложил сделать эти создания из крови одного из восставших богов, чтобы еще больше наказать Кингу. Он считал, будто бы во всем виноват Кингу, который упросил Тиамат начать войну. Это было сомнительное обвинение, однако ему удалось убедить собрание богов, что бы сотворить рабочую силу в их же интересах. И боги вынесли Кингу обвинительный приговор, а на его крови замесили глину, из которой сделали людей. Появившись, люди принялись за строительство Вавилона (Ниппура) и других городов, а также храмов в честь богов и их ублажение.  

Когда постройка величественных храмов Вавилона была закончена, боги устроили праздничный пир. В веселом настроении они провозглашают Мардука своим повелителем и поют ему хвалу. В последних ста тридцати строках табличек, на которых передана легенда о битве Мардука и Тиамат перечисляются пятьдесят имен Мардука, каждое из которых подчеркивает один из аспектов его власти над миром.  

Из других уже шумерских табличек мы знаем, что, вылепив первую человеческую пару из глины, замешанной на плоти и крови Кингу и приказав им трудится на богов, Энки напился вина и стал творить бессмысленных уродов, вроде существ, лишенных пола. Впрочем, Энки все-таки любил людей и покровительствовал им. Когда Энлиль создал землю, а также скот и зерно, дабы слугам богов — людям было чем питаться, дал им топор и колесо, Энки не удовлетворился этим. Он создал и научил людей пользоваться мотыгой и плугом, делать формы для изготовления кирпичей, научил их садоводству, льноводству и искусству врачевания. Сыновья и дочери Энки по поручению последнего также стали покровителями людей: бог Ассалухи отгонял от них злых демонов, бог Гибил подарил людям огонь и свет, Думузи стал покровителем скота, а дочь Нанше – богиней предсказаний. Под влиянием Энки проникся симпатией к людям и Уту — бог солнца, покровитель судей, "хозяин справедливости". Энлиль же, “царь богов” недолюбливал людей и подчас был бессмысленно жесток по отношению к ним: насылал засухи и болезни, а однажды в гневе пытался уничтожить всех людей в водах Всемирного потопа.  

После победы над Тиамат боги поделили мир: Энки стал хранителем подземных и наземных вод, хранитель "ме" — божественных сил, управляющим всем миром. Ан получил в управление небеса – обитель богов. Именно Ан начал творение мира из тела разделенной Энлилем Тиамат, но потом он устал от суеты и отдалился от дел, пребывая на небе в блаженном покое. А работу завершил за деда Энлиль-Мардук.  

В недавно переведенном тексте, датированным концом третьего — началом второго тысячелетия до н.э., описывается как по приказанию Ана Инанна взяла его корону и села на трон, с которого стала управлять миром. Первоначально же Инанна посчитала себя обделенной и пожаловалась на это по одному варианту Ану, по другому Энки. В итоге Инанну наделили способностью покорять сердца всех мужчин и разжигать битвы, а также подарили ей роскошные одежды. С тех пор Инанна стала считать себя высшей из богинь и не боялась обманывать самого Энки или сражаться со страшными чудовищами, такими, как гороподобный Эбех.  

Когда Инанна правила миром, она не редко меняла мужей. В частности, Гильгамеш упоминает длинный список мужей и любовников Инанны, когда отказывается от супружества с ней; всех их в итоге постигла горькая участь. Среди прочих он называет и Думузи, легенда о котором дошла до наших дней. (Согласно шумерскому "царскому списку" город Бадтибира претендовал на то, что Думузи-пастух был их царем до потопа, а в Уруке традиционно считали, что Думузи-рыбак был царем за одно поколение до Гильгамеша).  

Однажды Иннана решила спуститься в подземный мир. Опасаясь своей жестокой сестры Эришкигаль- хозяйки этого мира, никого не выпускающей из царства смерти, она просит своих слуг совершить по ней погребальные обряды, а если их хозяйка через три дня не вернется из мира мертвых, просить помощи великих богов. Облачившись в церемониальные одежды и надев на себя знаки царского достоинства, Инанна подошла к вратам подземного царства, требуя чтобы стражник пропустил ее. Здесь она называет причину своего появления — желание присутствовать на поминках недавно убитого мужа своей старшей сестры Эрешкигаль, Гугаланны (возможно, и сестра Инанны столь же часто меняла своих мужей). Эришкигаль приказала стражнику пустить Инанну, сообщив предварительно правила поведения в подземном мире и, попросив ее неукоснительно им следовать. Несмотря на протесты, у каждых из семи ворот, ссылаясь на выполнение этих правил, Инанну лишали части царского облачения, начиная с короны и заканчивая платьем. Перед Эришкигаль она предстала совсем уже обнаженной, то есть лишенной всех царских атрибутов. Семь ужасных судей обратили на нее свой взор. Инанна умерла, и тело ее было повешено на крюк.  

Спустя три дня, когда слугам Инанны стало понятно, что она уже не вернулась, они обратились к богам, но только Энки решил помочь богине. Из грязи, которую он извлек из под своих ногтей, Энки создал двух бесполых существ — уродов "кургару" и "калатуру", которых снабдил "травой жизни" и "водой жизни". Он сказал, что для оживлении Инанны необходимо шестьдесят раз окропить ее тело тем и другим. Создания пробрались в подземный мир и совершили то, что от них требовалось, оживив богиню.  

На землю Инанна вернулась в сопровождении полчищ демонов, которые были готовы схватить любого, на кого она укажет, и унести в преисподнюю. Как выясняется из последующего текста, таков закон подземного мира: выйти из него можно, только найдя себе замену. Инанна обходит нескольких претендентов, но все они горюют по ней, и богиня щадит их одного за другим. Наконец, она видит своего мужа Думузи, который облачен в царские одежды, и не показывает ни каких знаков траура. Инанна указывает на своего мужа, демоны бросаются к нему, и Думузи в ужасе спасается бегством.  

Его скрывают сестра Гештинанна и бог Уту. Демоны предлагают сестре Думузи реку и поле в обмен на сведения о брате, но Гештинанна отказывается. Демоны уходят, распевая: "Разве слышал кто, как сестра предает своего брата?" Потом они встречают друга Думузи и предлагают ему ту же самую плату. Тот принимает дары, но отвечает уклончиво: Думузи прячется либо в низкой, либо в высокой траве, либо в канавах Арали, но где именно он не знает. Для демонов этих сведений оказывается достаточно, и они, наконец, хватают Думузи в канавах Арали. Тогда Гештинанна предлагает себя вместо брата, но разгневанная богиня любви соглашается только на смягчение участи мужа: "Полгода – ты, полгода — он". Когда Гештинанна сменяет Думузи в Куре, происходит смена времен года. Ежегодно в Междуречье в честь очередного ухода Думузи в подземный мир справлялся праздник, причем в ранние времена, вероятно, совершалось ритуальное жертвоприношение очередного "Думузи", дабы поддержать сложившийся порядок вещей: в этом случае за зимой обязательно придет весна. Таким образом, Энлиль, хоть и считался после смерти Тиамат "царем богов", но был весьма ограничен в своей власти. В последующем ему удалось вытеснить Инанну и других претендентов и стать фактическим "владыкой мира". В Междуречье его стали называть "определяющим судьбы", "великой горой", "могучим утесом", появился даже особый термин "энлильство", обозначавший могущество, которым должен обладать каждый великий бог. Но эта окончательная победа далась ему непросто, особенно натянутые отношения у Энлиля сложились с отцом Энки. Энлиль даже оказался в какой-то момент изгнанным богами в подземный мир, куда вместе с ним спускается и его жена Нинлиль. Энлиль соединяется со своей женой в облике трех стражей подземного мира: "стража ворот", "человека подземной реки" и "перевозчика". Так он становится отцом трех подземных богов. Становятся его сыновьями и бог преисподней Нергал (позже оттеснивший Эрешкигаль с переднего края в подземном царстве), бог судьбы Намтар, боги войны Нинурта и Нингирсу. В конце концов, Энлиль и Нинлиль выбираются из подземного мира и одерживают победу в борьбе за мировой престол.  




See also:
Для студента
Похожие записи

Комментарии закрыты.