источники по изуч.др.мифов доклад

20 Февраль 2014 →

Винокурова К.А

Источники по изучению Древнекитайских мифов и особенности функционирования китайских мифов.План:1)Введениечто такое мифы2)Основная частьисточники изучениясобенности функционирования3)Выводы1. Китайская мифология в том виде, как мы ее знаем сейчас, есть целый комплекс, состоящий из древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Каждая из этих мифологий представляет собой определенную систему, все эти системы взаимосвязаны между собой. Даосская мифология широко использовала образы древних мифов, а поздняя народная мифология, которую обычно определяют как синкретическую, активно вбирала в себя представления и образы даосской и буддийской систем.      Древние мифологические представления китайцев и соответственно сами мифы сохранились лишь в лаконичных разрозненных фрагментах, подобных осколкам древней вазы, сложить и склеить которые — дело опытного археолога и реставратора. Реконструировать древнейшие китайские мифы чрезвычайно сложно, потому что сохранившиеся фрагменты не похожи на осколки глиняного сосуда, первоначальный смысл в них, как правило, искажен позднейшими напластованиями, трансформирован под влиянием философских и исторических воззрений разных веков, а сам миф нередко только глухо упоминается. Большинство мифических героев под кистью книжников давно превратилось в будто бы реальных «исторических» деятелей древнейших эпох. Этому процессу способствовал сравнительно быстрый переход китайцев от мифопоэтического объяснения окружающего мира к рационалистическому, нашедшему свое яркое выражение в учении Конфуция, отвергавшего все непонятное и мистическое.2.Говоря об источниках по изучению Древнекитайских мифов,важно отметить,что первой в мире книгой о древнекитайской мифологии был труд С.М. Георгиевского «Мифические воззрения и мифы китайцев».,вышедший в России в 1892 г.

Георгиевский разграничивал мифы и мифические воззрения, понимая под последними некую мировоззренческую основу, «слагаемую всей массой народа» и предшествующую появлению собственно мифов, т. е. рассказов о деяниях мифических персонажей. Так, только после того как у древних китайцев возникло представление о видимой «скособоченности» звездного неба, мог появиться миф о боге вод Гун-гуне, который, потерпев поражение в битве с духом огня Чжу-жуном, с досады стал биться головой о гору, служившую опорой небу. Она надломилась, и часть небосвода разрушилась и перекосилась. Георгиевский впервые дал классификацию китайских мифов. Он подробно рассматривает древние представления народа об образовании мира, космогонические мифы, сказания о необычном рождении древних правителей и т. п. Ученый изложил астральные, солярные, лунарные мифы китайцев, мифы о «феноменах земной атмосферы», как он их назвал, т. е. о громе, метеорах, радуге, заре, молнии и т. п., а также различные мифологические представления о душе, о добрых и злых духах, о богах-охранителях, защищающих домашний очаг или спасающих людей от всяких болезней.В начале XX в. к исследованию древнекитайских мифов обратились японские и европейские китаеведы. Под влиянием западной науки японский историк Сиратори Куракити (1865-1942), продолжая работу Иноуэ Энрё, стал с новых, критических позиций исследовать факты древнекитайской истории и пришел к тому же выводу, что мудрый правитель Шунь и его жены, и его брат Сян, и его предшественник добродетельный государь Яо, и Великий Юй — все это герои не реальной истории, а мифологических преданий. Свои взгляды он высказал в статье «Исследование древних преданий Китая», опубликованной в 1909 г.

(В 60—70-е гг. в Японии продолжалось усиленное изучение древнекитайской мифологии. Особенно много сделали в эти годы Мори Ясутаро, Митараи Масару, Каидзука Сигэки, Сиракава Сидзука, Хаяси Минао и ряд других ученых.)В Китае одним из первых к изучению древних мифов обратился Лу Синь. В «Краткой истории китайской художественной прозы», опубликованной в 1923 г., он выделяет главу «Мифы и легенды», где ставит вопрос о происхождении мифов, о гибели первобытной мифологии китайцев, об источниках для изучения древней мифологии.Также другой известный китайский поэт, блестящий критик и ученый-филолог Вэнь И-до первым подошел к изучению китайской мифологии одновременно и как литературовед-фольклорист, и как этнограф, и как филолог-лингвист, знаток древнего языка и письменности. Вэнь И-до создает несколько исследований китайской мифологии. Наиболее значительное из них — «Разыскание о Фу-си», в котором ученый по-новому освещает многие вопросы китайской мифологии, показывая, что нельзя доверять лишь самым древним текстам. Как доказывает Вэнь И-до, зачастую как раз не самые древние тексты дают нам представление о первоначальном облике мифа.на западе- американский ученый Д.Бодде.

(Древние письменные памятники -источник изучения мифологии.)Основные источники сведений по китайской мифологии, особенно по её архаическому и конфуцианскому периодам, – это прежде всего сочинения так называемого конфуцианского канона: "Книга песен" ("Шицзин"), "Книга преданий" ("Шуцзин") и примыкающая к ним иньская "Книга перемен" ("Ицзин"), а также "Каталог гор и морей", "Исторические записки" Сыма Цяня, стихи поэта Цюй Юаня (III в. до н. э.), "Записки о поисках духов" Гань Бао. Среди других источников – даосские философские и алхимические трактаты (например, "Баопуцзы" Гэ Хуна), буддийские сутры и их народные переложения (бяньвэнь), классические китайские романы.

Следует отметить, что большинство известных сегодня архаических мифов Китая, в отличие, скажем, от мифов Древней Греции, скандинавских или индийских, представляют собой именно реконструкции, так как связного изложения этих мифологических сюжетов не сохранилось. Яркий образец подобной реконструкции – известная отечественному читателю книга профессора Сычуаньского университета Юань Кэ "Мифы древнего Китая", в которой отрывочные сведения древних источников объединены в связный рассказ (нередко, правда, "приукрашенный" авторской фантазией).

Что касается поздней мифологической традиции Китая – так называемой синкретической мифологии, – здесь основными источниками сведений являются, помимо литературных сочинений, сводов и словарей, источники, так сказать, "наглядные": народные картины, существовавшие в двух видах – как бумажные иконы для жертвоприношений, изображавшие богов и предков, и как поздравительные "открытки", которые было принято дарить на Новый год и которые своими сюжетами (зачастую именно мифологическими) символизировали благие пожелания дарителей адресатам.Функция мифа-объяснить миропорядок .Особенность офиц.религий(конфуцианства,даосизма,буддизма) в том, что все они начали свое формирование не как религии,а как философские учения,использовавшие мифологию для подтверждения каких-то своих идей.(Это еще одна функция мифов.)Китайская мифология оказывала заметное влияние на художественную культуру страны. Однако в силу ранней эвгемеризации, развития конфуцианского мировоззрения и отсутствия эпоса и драмы в Древнем Китае мифология мало отражена в словесном искусстве. Кроме творчества поэта Цюй Юаня, образы древнекитайской мифологии разрабатывались лишь в отдельных небольших поэмах, например в «Фее реки Ло» Цао Чжи (III в.). Зародившаяся в XII — XIII вв. музыкальная драма даёт интересные, хотя и немногочисленные образцы произведений на мифологические сюжеты как даосского (напр., о восьми бессмертных), так и буддийского толка. Выросшие на основе устного сказа книжные эпопеи в отдельных случаях также использовали мифологические темы и образы («Путешествие на Запад» У Чзн-эня, «Возвышение в ранг духов» Сюй Чжун-линя, «Сказание о начале мира» Чжоу Ю — все XVI в.). Во всех этих поздних эпопеях ощущается заметное влияние народной синкретической мифологии. В изобразительном и прикладном искусстве (начиная с древней керамики и ритуальной бронзы) весьма активно разрабатывались мифологические темы. Мифологические сюжеты присутствуют в основном в рельефах и настенной живописи эпохи Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.), украшавших главным образом могильные сооружения. Своеобразие отражения мифологии в китайской культуре проявляется в том, что одни и те же мифологические сюжеты и представления начиная со времён древности несколько по-разному претворялись в образах словесного и изобразительного искусств. В одних случаях изобразительные памятники сохраняли более архаические черты, чем литературные, в других случаях, наоборот, герои-первопредки в памятниках словесного творчества выглядели более архаическими, чем в произведениях изобразительного искусства того же периода.3.Таким образом,кит.мифология представляет собой ,в определенном смысле,унивкальное явление.Не просто древняя,но и зафиксированная в очень древних письменных источниках,она,тем не менее,представляет собой крайне трудный для исследования материал из-за своей фрагментарности,многочисленности и при этом-синкретичности-сведений,из-за большого кол-ва разноплановых интерпретаций,дававшихся этим сведениям еще с древнейших времен.Китай – безусловный социально-политический и культурный феномен человеческой истории. (Нет другой цивилизации, которая отличалась бы такой же устойчивостью ко всем потрясавшим её кризисам и выходила бы из них, говоря словами современного китайского поэта, "обновленной, но прежней".) Верность традиции проявляется в Китае во всём, в том числе и в мифологии, которая, понимаемая достаточно широко, до сих пор определяет китайский взгляд на мир. Перефразируя В. В. Малявина, который рассуждает о китайской цивилизации, можно сказать, что китайская мифология позволяет человеку вновь и вновь возвращаться к истокам человечности в себе, ибо ориентирована на "технику сердца". И в этом – секрет её поразительного долголетия.Литература:Юань Кэ «Мифы древнего Китая»,1987Королёв «Китайская мифология [энциклопедия]»Рифтин Б.Л «Китайская мифология», «Изучение древнекитайской мифологии»Кобзев А.И «Религия и мифология в Китае»Яншина Э.М «Формирование и развитие древнекитайской мифологии»,1984


See also:
Для студента
Похожие записи

Комментарии закрыты.