Добужинский-Лансере

20 Февраль 2014 →

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ» (НИЯУ МИФИ)

ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ (ИАТЭ)

Кафедра «Дизайн»

РЕФЕРАТ

Дисциплина:

История Мировой Графики

Тема:

Графика М. В. Добужинского и Е. Е. Лансере

Выполнил:

студент группы Диз-08 (А)

Чижевский А. В.

Проверила:

преподаватель

Китаева Н. В.

Мстислав Валерианович ДОБУЖИНСКИЙ

В формах архетиктурного пейзажа, стремился выразить своеобразие и духовную атмосферу своей эпохи. Добужинский интересовался современным Петербургом, его привлекали окраины, бедняцкие кварталы, дворы колодцы… В его работах наблюдается двойственность, отрицание, поэзия действительности. Близка художнику свойственная символизму поэтика намеков, аналогий, гротеска, контрастных сопоставлений, разрушающих логику образов (например, как лейтмотив через все творчество М.В. Добужинского проходит изображение огромных домов, словно сжимающих, теснящих маленькие деревянные домики – символ прежней жизни). Добужинский выискивает «гримасы и курьезы» на улицах города, в природе, музеях.

Лишь постепенно художник нашел необходимую натуру для создания образа нового города. Среди бесчисленных его черт он выбрал наиболее характерные, определяющие. Огромные унылые брандмауэры, дворы, заваленные дворами, бесконечные деревянные заборы, глухие стены со свежими неровными вертикальными полосами и вентиляционными решетками, зачастую похожими на тюремные.

В 1902 году М.В. Добужинский исполняет «Обводной канал в Санкт-Петербурге», в следующем году – «Двор», в 1904 году – «садик в Петербурге» и «Уголок Петербурга»,а в 1905-1906 годах появляются одни из лучших работ этого плана: «Старый домик», «Садик в городе», «Окно парикмахерской» и «Домик в Петербурге».

Книжная графика Добужинского отличается точным соответствием структуре книги и эмоциональному строю литературного произведения. Видное место в русской графике заняли иллюстрации Добужинского к повести Ф. М. Достоевского "Белые ночи" (1923). Макет книги построен на чередовании иллюстраций и заставок. Композиции, созданы на ритмах чёрных и белых пятен. Обилие тёмных фонов и громоздкие силуэты города создают угрюмую и страшную атмосферу. Однако, при этом всём, макет выглядит целостным, строгим и лаконичным.

В работе «Октябрьская идиллия» создаётся ощущение суровых звуков реквиема, что, однако, достигается главным образом не живописно-графическими средствами, а, скорее, сочетанием ассоциативных соображений, возникающих у зрителя. Эта связь изобразительных объектов сделана так умело, что незамысловатые бытовые предметы: кукла, очки, ботинок, рождают сознание достоверности происходящего, страшного в своей простоте. Отсюда большая сила и убедительность рисунка.

«Человек в очках» — портрет художественного критика и поэта К. А. Сюннерберга. Антитеза «Город и человек» воплотилась в этом произведении с программной четкостью и определенностью. Городское предместье, где в унылом беспорядке чередуются огороды, заводские трубы, доходные дома, кажется бесконечным. Мрачные стены заслоняют горизонт, оставляя человеку тесное пространство перед окном. Печальный, узкоплечий, кабинетного склада человек в очках повернулся к городу спиной. Но хрупкое стекло не может быть защитой от враждебного, обступившего со всех сторон города, символа бездушной цивилизации. В основе изобразительной пластики «Человека в очках», как и в других работах Добужинского, лежат выразительность силуэтов, четкий ритм контуров линейного рисунка

Евгений Евгеньевич ЛАНСЕРЕ

Одним из самых значительных начинаний нового объединения "Мир искусства" было обращение к прошлому – исторический пейзаж, выраженная, как правило в пейзаже и обращение к русскому народному искусству и к русской культуре в целом.

Лансере интересовался историческим пейзажем, и основная тема его – Петербург XVIII века. В своих работах, он воссоздавал не только внешнюю декоративно-зрелищную сторону сцен прошлого, но и стремился проникнуть в их затаённый смысл. В работах встречаются образы русского простонародья, нужные, чтобы подчеркнуть социальные контрасты эпохи.

Иллюстрации Лансере к «Хаджи-Мурату» выполнены нестандартно, изображения живописны, подробны, разноплановы в тексте, а заставки и концовки строго графичны и монохромны. В конечном итоге художником было представлено в издательство до 70 иллюстраций к повести, сделанных акварелью и тушью. В повести Л.Н.Толстого 25 глав, помеченных римскими цифрами. Для каждой из них Лансере выполнил заставку и концовку, в числе которых имелись как орнаментальные художественные композиции, так и сюжетные рисунки. Присутствовали иллюстрации и в самом тексте.

Однако не меньшее значение в творчестве художника приобретают увлеченные занятия станковой графикой. Е.Е. Лансере много работает с натуры - в сфере его интересов портретные зарисовки, пейзаж.

Первые его значительные работы в сфере станковой графики были созданы в конце 1890 - начале 1900-х годов. Основные творческие интересы художника были обращены в тот период к "историческому", главным образом архитектурному пейзажу. В 1895 году юный Лансере написал "Аллею в Версале", а несколько позднее создал серию изображений Петербурга - "Никольский рынок в Петербурге", и исполнил темперой "Петербург начала XVIII века".

В работе «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», Лансере изображает торжественный выход двора Елизаветы Петровны в ее загородной резиденции. Словно на сцене театра проходит перед зрителем шествие. Царственно-величаво проплывает тучная императрица, облаченная в тканные одежды удивительной красоты. Далее следуют дамы и кавалеры в пышных нарядах и пудреных париках. В их лицах, позах и жестах художник раскрывает разные характеры и типы. Мы видим то приниженно-робких, то надменных и чопорных придворных. В показе Елизаветы и ее двора нельзя не заметить иронии художника и даже некоторого гротеска. Лансере противопоставляет изображенных им людей благородной строгости беломраморной статуи и подлинному величию, воплощенному в великолепной архитектуре дворца и красоте регулярного парка.

Реферат составлен на основе текстов, с сайтов:

http://window.edu.ru

http://bibliofond.ru

http://gendocs.ru


See also:
Для студента
Похожие записи

Комментарии закрыты.