9

20 Февраль 2014 →

9. Сначала попробуем определить, что же такое социальная группа. Социологи утверждают, что это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности[5].

Существует еще одно определение группы, принятое в социальной психологии: группа – это общность людей, связанных реальными отношениями

Социальные группы делят на:

номинальные и реальные;

большие и малые;

формальные и неформальные;

первичные и вторичные.

Номинальная группа — искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально не имеющих никаких связей между собой: избиратели, покупатели стирального порошка определенной марки, лица с высшим образованием и пр. Номинальные группы выделяются для решения как научных, так и практических задач. Большие номинальные группы, выделенные по социально значимым признакам (пол, возраст, профессия и т.д.), называются социальными категориями. Их выделяют для целей статистического учета населения и решения крупных социально-экономических проблем.

Реальная группа — реально существующая общность людей, в которой имеются связи и отношения между членами и которая взаимодействует с другими группами. Семья, класс, спортивная команда, партия, нация — все это реальные группы. Члены реальной группы четко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп.

Промежуточное положение между номинальными и реальными группами занимают группы-агрегаты, сочетающие в себе черты тех и других. Очередь, пассажиры поезда — это группы-агрегаты. Для таких групп характерны размытость границ, спонтанность образования, кратковременность и неустойчивость взаимодействий. Особое место занимают такие группы-агрегаты, как аудитория и толпа. Аудитория — это совокупность людей, объединенная взаимодействием (как правило, односторонним) с источником информации: лектор — студенты, телеканал — зрители. Толпа — совокупность людей, объединенных в пространственно-временных границах некоторым общим интересом.

В зависимости от размеров выделяют большие и малые социальные группы.

Большой группой называется большая совокупность людей, не имеющих между собой непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом жизни, общей психологией, обычаями и традициями: нация, класс, сословие, этническая общность.

Малой группой называется немногочисленная (2—10 человек) общность людей, объединенных совместной деятельностью и находящихся в непосредственном личном общении: семья, дружеская компания, производственная бригада.

В формальной группе статус ее членов и внутригрупповые отношения регламентируются официальными правилами, взаимодействия являются безличностными и функциональными, цель деятельности четко определена. Все виды социальных организаций — формальные группы.

В неформальной группе статус членов и цель деятельности не всегда четко определены, взаимодействия — межличностные и основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке. Соседи, друзья, «тусовщики» — это неформальные группы. Неформальные группы могут существовать как в рамках формальных групп, так и отдельно и независимо от них. Если цель формальной группы — удовлетворение какой-либо общественной потребности, то неформальная удовлетворяет потребность ее членов в общении.

Нормы – это групповые ожидания относительно поведения. Под нормой группы в социальной психологии понимается ожидаемый характер поведения и мнений, которые устанавливаются группой формально или неформально. Норма руководит поведением и способствует взаимодействию, формируя виды реакции, ожидаемые или приемлемые в конкретной ситуации.

Классы групповых норм

1. Нормы, связанные с процессом исполнения. Они особенно важны в фирмах, где работа с клиентами занимает основную часть времени. Если общение «клиент – работник фирмы» регламентируется не только официальными инструкциями, организационной культурой, но и групповой нормой, то возможно достижение более высоких результатов. Если же сформирована негативная групповая норма, например, чем скорее «избавишься» от клиента, тем больше времени останется на обсуждение важных личных проблем, на сочувствие и сопереживание отдельным членам группы, то достижение целей организации оказывается под угрозой.

2. Нормы, касающиеся неформальных социальных со-глашений. К ним, например, можно отнести нормы, связанные с проявлением «цеховой», профессиональной солидарности или те, которые регулируют содержание и допустимые пределы санкций к отдельным членам группы.

3. Нормы, связанные с распределением ресурсов. Например, нормы, регулирующие общение с вышестоящими руководи-телями (распределение временных ресурсов), последовательность предоставления льгот и привилегий и т. д.

4. Общие организационные нормы. К таким нормам могут относиться и требования, предъявляемые к одежде (от обязательного наличия формы до невозможности появления в офисе женщин в брюках), и стандарты поведения при ведении переговоров или участии в деловых совещаниях и т. д.

Как войти в группу

Под групповыми процессами понимают формирование малых групп и налаживание отношений между членами групп и группами. На малых границах в большой группе всегда неспокойно – ибо интересы групп не совпадают.

Первый путь – присоединение к одной или нескольким группам. Чтобы войти в группу и быстро завоевать доверие, необходимо понять следующие моменты:

1. Определение ключевых фигур. Ключевые фигуры – это люди, обладающие влиянием в группе, те, кому доверяют члены группы, причем их постоянное присутствие в группе необязательно. Обычно они встречаются с теми, кто хочет вступить в группу или что-то сделать для нее. Они оценивают, стоит ли вводить в структуру нового члена. Если же эта ключевая фигура действует как спонсор для нового члена, то последний сэкономит время и силы.

2. Необходимо придерживаться стандартов данной группы. Если Вы принадлежите к группе, то важно помнить о необходимости придерживаться определенных норм и ценностей, принятых в этой системе. Эти нормы и ценности могут быть очень значимыми или даже священными для группы. Независимо от ваших целей, Вы должны действовать в соответствии с этими ценностями – иначе либо Вы встревожите других членов группы, внесете дисгармонию до полного развала системы, либо группа Вас отвергнет.

Второй путь принципиально отличается от первого пути.

Первые дни лучше сосредоточить все внимание на работе, чтобы группе стало ясно, какой вы специалист, а в остальных случаях молчать. Вас будут прощупывать представители всех неформальных групп, всех групп по интересам – с целью во-влечь в свою группировку, а, возможно, в интриги или агита-цию.


See also:
Для студента
Похожие записи

Комментарии закрыты.