9. Миф и ритуал

20 Февраль 2014 →

Во многих религиях центральное место отводится ритуальному поведению. Ритуал – совокупность повторяющихся, регулярно совершаемых действий в установленном порядке. Ритуальное действие – форма символического поведения, лишенная практических целей. В отличие от обычая оно лишено утилитарно-практических целей. Функции: выполняет коммуникативную роль, символизирует определенные значения и установки в отношениях как повседневной, так и официальной жизни, играет существенную роль в социальном воспитании, контроле, осуществлении власти и т.д.

Религиозные ритуалы вместе с соответствующими верованиями направлены на "священные вещи". Магический ритуал - это, собственно, колдовское действие, заговор, заклинание, техника воздействия на явления окружающего мира. Исполнителем этого действия является индивид, а не коллектив. Магический ритуал ориентирован прагматически - в большей степени на "материальный" результат, чем на ценности знакового порядка. Смысл магического действия не в "служении" высшей силе, а в обслуживании человеческих потребностей.

Люди всему стремятся придать смысл, корни признания смысла уходят в недра культа. Культовый ритуал – священнодействие, таинство. Благодаря ритуалам религия становится частью социального порядка, укореняется в системе ценностей. В основе магических ритуалов – представление о том, что все связано, на этом уровне магическое действие еще не имеет основой космологию. Только с появлением мифа о творении оно трансформируется в ритуал – образ творения. В религии целью мышления становится сохранение сакрального порядка мироздания. Религиозный культ связан с мифологическим сознанием как основным способом понимания мира и разрешения противоречий. Человек видит в ритуале смысл жизни и его цель.

В ритуале достигается высший уровень сакральности. Дюркгейм выделили феномен возбуждения: участники ритуала находятся в состоянии сильного эмоционального возбуждения, которое является психологически подлинным и социально упорядоченным (есть детально проработанный сценарий). Упорядоченный характер ритуала определяется тем, что ритуальные действия пропитаны символическими значениями. Ритуалы подкрепляют и порождают веру.

Соотнесенность мифа с социальной системой основано на том, что мифологические символы не просто указывают на что-то, они воспринимают это другое, являясь этим другим. То есть происходит отождествление с мифическим символическим существом. Отождествление позволяет быть собой и чем-то другим, что приводит к тому, что со священной вещью обращаются как будто она есть то, что символизирует.

Первичная функция религиозного ритуала – формирование и укрепление солидарности. В ритуале предмет – символ чего-либо, все операции с предметами – операции с символами, совершающиеся по установленным правилам.

Лич: ритуал – хранилище знаний, в них информация заложена в качестве символов, имеющих власть над людьми. Они передаются из поколение в поколение и определяют мировоззрение, этос, влияя, как правило, через ритуал.

Ритуал относится к религиозной практике, а миф – к когнитивному компоненту религии. Миф определяет границы понимания ритуала, дает ему обоснование, не всегда осознано.

Социальное значение ритуала – установление связи между людьми, установление верований, установок, ценностей. Каждый ритуал – это действие, направленное на утверждение порядка, он есть обряд. Обряд знаменует власть общества над индивидом. В ритуале человек устанавливает связь с группой, в веровании – с космическим порядком. Ритуальное воплощение веры – дань телесной природы человека.

Религиозный культ – совокупность обрядов, действий, обращенных – наряду с верованиями – к священным вещам.


See also:
Для студента
Похожие записи

Комментарии закрыты.